Из книги Д. В. Щедровицкого
 «Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э —2240 год н. э.»,
стр. 45-48

 

 

Тайна «горы» и «летящего камня»          

 

...Даниил снова говорит царю об истукане в целом:

    Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук… (Дан. 2, 34)

Само выражение «Ты видел его, доколе…» весьма знаменательно: истукан, конечно, был виден царю и далее, до самого его сокрушения (ст. 35 и 45); и, однако, внимание Навуходоносора переключилось с истукана на летящий камень с самого первого момента «отрыва», отделения камня от горы. До этого созерцаем был только истукан.

Что же скрывается за образом этого «камня», какой исторической реальности он соответствует? Это  важнейший вопрос! Ведь «камень» призван стать новым, всемирным и вечным царством, уничтожившим и заменившим все прежние, иначе говоря  новым способом жизни человечества на земле:

    …А камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. (Дан. 2, 35)

К разгадке этого образа нас отчасти подводит само обозначение камня, общее для древнееврейского и арамейского языков (здесь мы имеем в виду тот диалект арамейского, который использован в Книге Даниила): אבן ‹э́вен› удивительным образом сочетает в себе אב ‹ав›  «отец» и בן ‹бен›  «сын». Общей у обоих слов здесь является буква ב ‹бэйт› — «одна на двоих», причем בית ‹ба́йит› означает «дом». Отец с сыном обитают в одном доме  такое мистическое «сообщение» содержит в себе простое, на первый взгляд, слово אבן ‹э́вен›… Но ведь это и есть духовная цель всей мировой истории: «обитание» Отца Небесного с Его сыном — человеком (в собирательном смысле, т. е. с человечеством) в едином «доме», воссоединение с Его детьми, восстановление также и единства самих детей, нарушенного первородным грехом! Недаром при описании конца истории автор Откровения Иоанна слышит «громкий голос с неба», описывающий «новый Иерусалим»:

    …Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.     
    И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже…
(Откр. 21, 3–4)

Именно этот «камень», אבן ‹э́вен›, т. е. единение Отца Небесного с Его детьми, отвергали все тираны, все земные империи  «цари и царства их». Но, отвергнутый ими, этот «камень» в «конце дней» сам разрушит воздвигнутого ими «истукана» мировой истории и станет «краеугольным» в Божьем Царстве:

    Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
    Это
  от Господа, и есть дивно в очах наших.  
    Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
(Пс. 117, 22–24)

В тот день, когда «камень» единения Бога с людьми, представленный словом Божьим, т. е. Его Законом, ляжет «во главу угла» вновь возводимого духовного Храма, на земле воцарятся истинная радость и веселие…

Обличая недостойных руководителей иудейского народа своего времени, Иисус Христос противопоставил их правлению будущее Царство Божье, символизируемое «камнем, отвергнутым строителями» (т. е. отброшенным именно теми, кто считал себя призванными созидать на земле Царство Божье):

    Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?        
    Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…
(Матф. 21, 42–43)

Подчеркнем, что слова Иисуса «…отнимется от вас Царство Божие…» относятся именно к начальникам того времени  первосвященникам и фарисейским учителям, о которых и сказано: «…поняли, что он о них говорит…» (Матф. 21, 45), а не к народу Израиля. Напротив того, именно народу и будет дано Царство Божие: «…народу, приносящему плоды его…» (ср. далее: «…старались схватить его, но побоялись народа…»  Матф. 21, 46).

Итак, «камень» означает Царство Божье, которое придет на смену бесчеловечным земным царствам,— Царство любви и благодати, основанное на единении Отца Небесного с Его сыном  человеком. О «камне» этом сказано, что он «оторвался от горы без содействия рук» (Дан. 2, 34). Слов «от горы» в оригинале нет, но в переводе они правомерно заимствованы из стиха 45 (מתורא ‹ми-тура́  «от горы», «с горы») для ясности изложения. Какая же гора имеется в виду? Ведь и самому «камню» предназначено «сделаться великою горою и наполнить всю землю» (ст. 35). Из этого следует, что первоначальная «гора» всю землю не наполняла: слишком много места занимал истукан, и лишь после сокрушения его (ст. 35) «камень» стал «великою горою»  לטור רב ‹ле-тур рав›, в то время как «оторвался» он просто «от горы».

О «горе Господней», в связи с «последними днями» земной истории, есть такое пророчество у Исаии:

    И будет в последние дни: гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.        
    И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет Закон, и слово Господне
  из Иерусалима. (Ис. 2, 2–3)

Именно Закон Господень  Тора, «выходящая» из Иерусалима, с Храмовой горы, в виде «слова Господня», т. е. проповеди истинного пути для всего человечества, и уподобляется духовному краеугольному «камню» нового всечеловеческого строения, основанного на воссоединении людей с их Небесным Отцом. Этот «камень», слово Господне, и ранее пребывал на «горе́ дома Господня» («оторвался от горы» — Дан. 2, 34), призван же он разбить «истукан»  безбожные и антигуманные основы человеческих сообществ — и «наполнить всю землю» (Дан. 2, 35).

Чем же конкретно должна быть «наполнена земля» в «последние дни»? 

    Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис. 11, 9)

 

 

Используются технологии uCoz