Из книги «Сковорода»,
составленной Д. В. Щедровицким,
стр. 5-6

 

И СЛОВОМ, И УМОМ,

И ЖИЗНИЮ МУДРЕЦ

…И голос Пушкина был над листвою         
                                                            слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.   
И встретил камень я.     
                             Был камень неподвижен     
И
проступал в нем лик Сковороды…          
                                               Н. А. Заболоцкий

В чем конечная цель обучения и наставления, «стратегия педагогики»? Уже с середины 17 века сперва теоретики новых педагогических учений, а затем — и все в большей мере, в возрастающем количестве — практики, т. е. непосредственно обучающие детей наставники, — отвечали на этот вопрос так: цель обучения — познакомить ребенка как можно глубже и обширнее с окружающим миром, вооружить его знанием вещей и явлений — и, таким образом сделать его полезным членом социума, преуспевающим и приносящим благо другим.  При этом все меньше внимания уделялось внутреннему миру ребенка, его самопознанию, его духовному строю и эмоциональной самости — вплоть до полного отрицания Бога и бессмертной души прямыми наследниками прагматиков Нового времени: материалистами-атеистами. Но ведь незнание себя самого ведет к неправильной жизненной ориентации, к неверному выбору профессии, неполноте или искажению всех основных, в том числе семейных и общественных, проявлений человека. Таким образом, социум оказывается, в конце концов, состоящим в огромном большинстве из людей, не понявших своего жизненного призвания, не осуществляющих своей гуманной миссии, запутавшихся в собственных отношениях с ближними и дальними. О каком же личном преуспеянии и общественном благе может в таком случае идти речь? И, вследствие неуничтожимой чуткости души, ее подспудной интуиции, не подвластной до конца чарам одурманивающих лжеучений, эти люди начинают искать забвения в чем угодно — от военных маршей и расистских бредней тоталитарных систем до оккультизма и наркотиков систем либеральных…

И вот тогда для желающих прислушаться начинают все громче звучать голоса педагогов-философов альтернативного направления, отвечающих на вопрос о смысле обучения кардинально противоположным образом: смысл в том, чтобы войти в свой внутренний мир, познать себя самого, в себе найти Бога, чей Образ отражен в зеркале нашей бессмертной души, и обрести те нерушимые максимы сознательного бытия, те божественные моральные Заповеди, облекшись в кои, как в броню, можно уже смело выходить в мир внешний для познания его, для одоления в нем зла и утверждения праведности, для успешного исполнения своей изначальной человеческой миссии. Ибо, как сказал Лев Толстой, «дверь открывается только внутрь — на себя…»

Одним из величайших учителей этого направления был Григорий Саввич Сковорода. Его жизнь — редчайший для Нового времени феномен полного совпадения реальной деятельности с идеальной целью, точного соответствия поступка замыслу. В отличие от кабинетных философов и педагогов-теоретиков, — им же несть числа, — Сковорода воплощал свои идеи в непосредственной практической деятельности, обучая детей и взрослых, и вел жизнь странника-созерцателя, сознательно уподобляясь древнегреческим философам — прежде всего киникам, и отчасти — стоикам и эпикурейцам. Последних украинский мыслитель рассматривал не сквозь призму позднейшего понимания, т. е. не как проповедников вседозволенности и гедонизма, но как своего рода «учителей счастья», утверждавших, что истинное благо возможно обрести лишь внутри себя, а отнюдь не через чувственные наслаждения. Не случайно самого Иисуса Христа Сковорода именует «еврейским Эпикуром», находя в евангельском учении тот же призыв к самопознанию и поискам счастья в собственной душе:

      Так живал афинейский,
     
Так живал и еврейский
     
Епикур — Христос.

          (Из «Сада божественных песней»)

Вот почему, ведя жизнь скитальца и странника, Сковорода, ощущавший и постоянно провозглашавший себя подлинным христианином, подражал не только греческим философам, но и Апостолам, ведшим, как известно, страннический образ жизни, а также ветхозаветным пророкам, о которых сказано: «Радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11, 13)…

 

                                                               Д. В. Щедровицкий

 

 

Используются технологии uCoz