Из книги Д. В. Щедровицкого
«Введение
в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево»,
Мессия как пасхальный ангнец. Соединение с ним
через вкушение. ...Предписания о пасхальном агнце: …И пусть возьмут
от крови его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… (Исх. 12, 7) Каково духовное значение описанных событий? Что должно
произойти и что должен сделать человек, когда он «избирает» Агнца — Мессию и
принимает его жертву, принесенную «во оставление
грехов» (Матф. 26, 28)? Где находятся те косяки и та перекладина, которые он
должен «помазать кровью Агнца»? Дверь, врата, символические «вход и выход»
соответствуют началу и исходу всякого предприятия. Таким образом, при начале
и после исполнения каждого важного дела человек должен молиться, чтобы
«жертва Агнца» защищала его от губителя. Кроме того, «двери», «врата» нашего
чувства и сознания — это глаза и уши. Значит, кровь Агнца нужно «нанести» на
эти «перекладины и косяки», чтобы ничто нечистое, губительное не вошло в нас
через зрение и слух. А исходят наши речи из уст, рождаясь в духовном
«сердце». Значит, и «косяки» уст должны быть помазаны кровью Агнца, чтобы
никакое нечистое, злое и губительное слово не исходило из них. Далее говорится: …Пусть съедят
мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят
его… (Исх.
12, 8) В духовном смысле «вкусить» значит вместить, слить с собою,
принять в себя. Следовательно, жертва должна быть принята, «вмещена»
человеком, он должен внутренне соединиться с нею. И еще сказано: «…в сию
самую ночь…» В какую ночь произошло описываемое
событие? В ночь исхода — 15 Нисана (напомним, что согласно Библии день
начинается с вечера). Но какая же ночь имеется в виду в духовном смысле? Дело
в том, что вся история человечества как бы свершается в течение «одной ночи».
Да и жизнь каждого из нас — «одна ночь». Поясним: в книге Бытия
мы читали, что согрешивший Адам «в полуденной прохладе», т. е. когда время
уже клонилось к вечеру, услышал голос Божий (Быт. 3, 8). Потом совершился
суд, и уже «вечером» Адам был изгнан из райского сада. Изгнан
вместе со всем будущим потомством, вместе со всеми нами. Наступила «ночь»
человеческой истории. Изгнание из мира духовного и каждого человеческого
духа, и человечества в целом длится до тех пор, пока не взойдет «Солнце
правды», пока не наступит «рассвет», несущий возвращение в духовный мир, в
вышнюю небесную отчизну (Мал. 4, 2). В Книге пророка Исаии так говорится о
«ночи» земного существования: …Кричат мне
с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Пророк увидел, что «приближается утро, но еще ночь». И все
мы живем в «ночное время». Поэтому, когда Иисус говорил людям о втором
пришествии, то точно его срок он не определил. Определил только образно,
называя четыре возможных срока: Итак, бодрствуйте,
ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов,
или поутру… (Марк.
13, 35) Все четыре срока приурочены именно к ночному времени. «Вечер», т. е. начало ночи, затем «полночь», потом «пенье
петухов» — ранний предрассветный час и, наконец, «поутру» — с
окончанием ночи. А в Книге пророка Малахии данное время обозначено
более определенно — как время восхождения «Солнца правды»: А для вас, благоговеющие пред именем
Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его… (Мал. 4,
2) Духовное солнце, духовный рассвет и духовное утро! Мы,
таким образом, живем в Ночь, наступившую после Шестого
Дня творения, так как в Шестой День человек был создан, и в полдень того же
Дня он согрешил. Рассвет Царства Божьего, «субботний покой», настанет наутро
(Быт. 2, 3; Евр. 4, 3–10). И вот, оказывается, «в эту самую ночь» нужно
«съесть» Агнца, который заклан за наши грехи, иначе говоря, вместить его в
себя, проникнуться учением Иисуса и соединиться с самим Учителем. …Пусть съедят
мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят
его… (Исх.
12, 8) Какой же «огонь», в духовном смысле, здесь имеется в виду?
Тот огонь любви, о котором сказано в Песни Песней: Большие воды не могут
потушить любви, и реки не зальют ее… (Песн. П. 8, 7) Любовь — «пламень весьма сильный», и «стрелы
ее — стрелы огненные» (Песн. П. 8, 6). «Вместить» жертву Иисуса
можно только пламенеющим сердцем, полным любви к Богу и ближнему. |