Из книги Д. В. Щедровицкого

 «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево»,
стр. 353-354

 

 

Мессия как пасхальный ангнец. Соединение с ним через вкушение.

 

 

...Предписания о пасхальном агнце:

…И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… (Исх. 12, 7)

Каково духовное значение описанных событий? Что должно произойти и что должен сделать человек, когда он «избирает» Агнца — Мессию и принимает его жертву, принесенную «во оставление грехов» (Матф. 26, 28)? Где находятся те косяки и та перекладина, которые он должен «помазать кровью Агнца»? Дверь, врата, символические «вход и выход» соответствуют началу и исходу всякого предприятия. Таким образом, при начале и после исполнения каждого важного дела человек должен молиться, чтобы «жертва Агнца» защищала его от губителя. Кроме того, «двери», «врата» нашего чувства и сознания — это глаза и уши. Значит, кровь Агнца нужно «нанести» на эти «перекладины и косяки», чтобы ничто нечистое, губительное не вошло в нас через зрение и слух. А исходят наши речи из уст, рождаясь в духовном «сердце». Значит, и «косяки» уст должны быть помазаны кровью Агнца, чтобы никакое нечистое, злое и губительное слово не исходило из них.

Далее говорится:

Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… (Исх. 12, 8)

В духовном смысле «вкусить» значит вместить, слить с собою, принять в себя. Следовательно, жертва должна быть принята, «вмещена» человеком, он должен внутренне соединиться с нею. И еще сказано: «…в сию самую ночь…» В какую ночь произошло описываемое событие? В ночь исхода — 15 Нисана (напомним, что согласно Библии день начинается с вечера). Но какая же ночь имеется в виду в духовном смысле? Дело в том, что вся история человечества как бы свершается в течение «одной ночи». Да и жизнь каждого из нас  «одна ночь». Поясним: в книге Бытия мы читали, что согрешивший Адам «в полуденной прохладе», т. е. когда время уже клонилось к вечеру, услышал голос Божий (Быт. 3, 8). Потом совершился суд, и уже «вечером» Адам был изгнан из райского сада. Изгнан вместе со всем будущим потомством, вместе со всеми нами. Наступила «ночь» человеческой истории. Изгнание из мира духовного и каждого человеческого духа, и человечества в целом длится до тех пор, пока не взойдет «Солнце правды», пока не наступит «рассвет», несущий возвращение в духовный мир, в вышнюю небесную отчизну (Мал. 4, 2). В Книге пророка Исаии так говорится о «ночи» земного существования:

…Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?  
     Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите. (Ис. 21, 11–12)

Пророк увидел, что «приближается утро, но еще ночь». И все мы живем в «ночное время». Поэтому, когда Иисус говорил людям о втором пришествии, то точно его срок он не определил. Определил только образно, называя четыре возможных срока:

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру… (Марк. 13, 35)

Все четыре срока приурочены именно к ночному времени. «Вечер», т. е. начало ночи, затем «полночь», потом «пенье петухов» — ранний предрассветный час и, наконец, «поутру»  с окончанием ночи. А в Книге пророка Малахии данное время обозначено более определенно  как время восхождения «Солнца правды»:

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его… (Мал. 4, 2)

Духовное солнце, духовный рассвет и духовное утро! Мы, таким образом, живем в Ночь, наступившую после Шестого Дня творения, так как в Шестой День человек был создан, и в полдень того же Дня он согрешил.

Рассвет Царства Божьего, «субботний покой», настанет наутро (Быт. 2, 3; Евр. 4, 3–10). И вот, оказывается, «в эту самую ночь» нужно «съесть» Агнца, который заклан за наши грехи, иначе говоря, вместить его в себя, проникнуться учением Иисуса и соединиться с самим Учителем.

…Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… (Исх. 12, 8)

Какой же «огонь», в духовном смысле, здесь имеется в виду? Тот огонь любви, о котором сказано в Песни Песней:

Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее… (Песн. П. 8, 7)

Любовь  «пламень весьма сильный», и «стрелы ее  стрелы огненные» (Песн. П. 8, 6). «Вместить» жертву Иисуса можно только пламенеющим сердцем, полным любви к Богу и ближнему.

 

Используются технологии uCoz