Из книги Д. В. Щедровицкого
 «Беседы о Книге Иова»,
стр. 158-160

 

 

Речь Елиуя как вступление к речи Всевышнего       

 

Теперь Елиуй уже прямо предупреждает Иова, что близок миг, когда Сам Бог соизволит заговорить с ним в «страшном великолепии». «Север»  в оригинале צפון ‹цафо́н›, что означает также «сокрытое», «тайное»: Бог откроется Иову, приоткрывая тайну Своего бытия…

    Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.  
    Посему
да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем! (Иов. 37, 23–24)

Материалисты-атеисты утверждают, что чем мудрее человек становится, тем менее он «трепещет», поскольку религия  это якобы наследие людей древних и некультурных, которые боялись грома, солнца, моря и т. д. и поэтому мыслили их в виде богов, коих необходимо было задобрить. Только глупцы, по мнению атеистов, «благоговеют», а мудрые  исследуют природу, и всякий страх у них пропадает, поскольку они постигают взаимосвязь явлений.

Совсем по-другому учит Елиуй. Он говорит о Вседержителе, которого «мы не постигаем»: если благоговеют перед Ним все люди, то «трепещут пред Ним» только «мудрые сердцем». Потому что чем более сердце умудрено, т. е. чем больше человек понимает, тем сильнее «трепещет» он пред Богом; ведь для людей, мало размышляющих, Бог если и есть, то где-то далеко. Но теми, кто вникает в суть явлений, Он воспринимается как самый близкий: Он здесь и сейчас  каждый миг и на всяком месте; как же не трепетать пред Всесильным, Который присутствует сейчас и здесь?! Итак, согласно Елиую, чем более мудр человек, тем более он «трепещет» перед Богом.

Приведенные слова  заключительные в речи Елиуя, и именно они вплотную подводят Иова к встрече с Богом. В отличие от трех друзей Иова, Елиуй представил грандиозную, по-своему цельную, картину того, как Всевышний управляет миром. И теперь Иов подготовлен к непосредственной встрече со Всевышним, готов услышать голос Вседержителя.

В последних словах Елиуя в крайне сжатом виде содержится очень глубокое, по сути своей, поучение. Эти слова говорят прежде всего о том, что Бог  всемогущий и непостижимый Вседержитель, Который ко всем справедлив. Дав определение Бога как всемогущего, непостижимого и справедливого, Елиуй говорит потом о долге человека по отношению к Нему  о том, как тот должен расположить свое сердце перед встречей с Богом: «Посему да благоговеют пред Ним люди…» (37, 24). Благоговеть перед Богом  значит страшиться Его и в то же время к Нему стремиться.

Благоговение  это не животный страх, именуемый פחד ‹па́хад›  «ужас», который охватывает человека, когда он, например, встречает льва на дороге. Благоговение, יראה ‹ира́ (слово родственно глаголу ראה ‹раа́ — «видеть»), есть состояние духа, в котором человек боится, но в то же время видит и понимает; его страх связан с любовью, а опасение согрешить соединено со стремлением к Сущности, вызывающей благоговение.

«Благоговение» и «трепет» соседствуют в изречении Елиуя, они взаимосвязаны. Что есть трепет? Это одновременно внутреннее и внешнее движение, содрогание. В Библии есть понятие «окаменелого сердца»; пророк от лица Всевышнего говорит:

    …Возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное (Иез. 11, 19)

Сердце «плотяное»  это сердце трепещущее, отзывающееся на каждое прикосновение Божье, на каждое Его внушение, на каждый звук Его голоса, на каждое Его обращение: «…и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» Сердце трепещущее  у тех, кто ощущает присутствие Бога. Большинство людей живет, увы, с почти целиком или отчасти «окаменелым» сердцем. Жизнь духовная не равнозначна биологической, сердце может быть «каменным», «мертвым», а вот когда человек начинает «трепетать сердцем», чувствуя близость своего Создателя, — это знак, что сердце оживает.

 

Используются технологии uCoz