Из книги Д. В. Щедровицкого
Предсказание
об «очищении Святилища» и обретении Иерусалима И он, повергая истину на землю, действовал и
успевал. (Дан. 8, 12) Имеется в виду тот самый «рог» — Рим, который разрушил Храм. «Повергание истины [אמת ‹эме́т›] на землю» означает приземленность мировосприятия, желание свести духовное к вещественному, уничтожить самую возможность духовного восхождения. Именно это было целью римских властителей и в языческие времена (покорение и опустошение Иудеи, жесточайшие гонения против ранних христиан), и после номинального принятия империей христианства (замена высокодуховного учения Евангелия внешним блеском и роскошью Церкви, сросшейся с мирской властью; преследование истинных последователей Иисуса Христа, обвинение их в «ереси» и физическое уничтожение «еретиков» — II Тим. 3, 12–13; Откр. 17, 4–6). «Успех» во всех этих преступных деяниях был дан «рогу» на определенный срок. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот
святой кому-то вопрошавшему: «На сколько времени
простирается это видение…?» (Дан. 8, 13) Даниил передает беседу двух ангелов, называемых «святыми» (Дан. 4, 14; ср. Марк. 8, 38; Иуд. 1, 14). Вопрос одного из них касался видения в целом, изложенного с начала главы 8. Сама постановка вопроса: «На сколько времени…», буквально «Доколе…» (עד־מתי ‹ад-мата́й›) говорит о том, что точка отсчета времени известна. События, описанные в видении в целом, начинают разворачиваться с 334 года до н. э. — это год нападения «козла на овна», т. е. Александра Македонского — на Дария III. Именно в указанном году Александр вошел в Иерусалим, что было началом и предзнаменованием всей будущей гегемонии западных народов на земле Израиля. Итак, вопрос «На сколько времени простирается это видение…?» касается завершения исторических процессов, начавшихся в 334 году до н. э. «…Видение о ежедневной
жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут
попираемы?» (Дан. 8, 13) Слово «видение», הזון ‹хазо́н›, в данной главе встречается до приведенного стиха только дважды (ст. 1–2). Как мы уже показали, само видение начинается с борьбы «козла» (Греции) с «овном» (Персией) за мировое господство. Но, поскольку кульминацией всего видения является разрушение иерусалимского Храма и «попрание» народа Израиля, видение в целом названо «видением об опустошительном нечестии». Слово שמם ‹шоме́м›, «опустошение», применительно к разрушению Храма встречается у Даниила еще раз (Дан. 9, 27), где оно переведено как «опустошитель». Что же ответил ангел на вопрос своего собрата?— И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и
тогда святилище очистится». (Дан. 8, 14) Ответ был дан другому ангелу — «святому» (ст. 13), но Даниил совершенно справедливо отнес его к себе самому («сказал мне»): ведь он осознавал, что видение послано не ангелу, а человеку-пророку. Приведем буквальный перевод содержащегося здесь пророческого предсказания עד ערב בקר אלפים ושלש מאות ונצדק קדש ‹ад э́рев бо́кер альпа́йим у-шэло́ш мео́т вэ-ницда́к ко́деш›: «до вечера-утра две тысячи триста, и будет оправдано Святилище». Под «вечером-утром» подразумевается особая эпоха, которая начнется после возвращения Иерусалиму статуса столицы Израиля и будет характеризоваться, в духовном смысле, «смешением света и тьмы» (Зах. 14, 7: «…ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет». «Вечерним временем» здесь названо окончание шестого тысячелетия человеческой истории). Объясняя Даниилу подробности увиденного им, ангел Гавриил (ст. 16) говорит ему: «…Видение же о вечере и утре, о котором сказано,
истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». (Дан. 8, 26) Однако об «отдаленных временах» не могло бы быть и речи, если бы число 2300 относилось к обычным дням, что составило бы менее 6,5 года. Отсюда ясно, что имеются в виду «пророческие» дни, каждый из которых равен году (Числ. 14, 34; Иез. 4, 4–6). Прибавляя 2300 лет к 334 году до н. э. (–334 + 2300 + 1), получаем 1967 год — год Шестидневной войны Израиля с армиями арабских государств, в результате которой Иерусалим воссоединился. Разделенный до этого на Старый город, принадлежавший Иордании, и Новый город, которым владел Израиль, он стал единым и был официально объявлен «вечной, единой и неделимой столицей Израиля»! Именно в 1967 году Израиль снова овладел
Святой горой Мория — Храмовой горой, что явилось предвестием
эпохи третьего Храма, который будет, согласно пророчествам, вновь воздвигнут
на прежнем месте (Ис. 2, 2–3; 43, 7–12; Иер. 30, 16–19). Таким образом, в
названном году и начались времена «оправдания Святилища [Храма]», т. е.
возвращения ему былого статуса. Подчеркнем, что обсуждаемый нами период
времени начался именно в мае 334 года до н. э., а завершился
в начале июня 1967 года, т. е. прошло ровным счетом
2300 лет. |